2 декабря состоялась 2-я конференция «Инклюзивное искусство – профессиональный взгляд»

В мероприятии, проходившем на площадке центра «Интеграция», приняли участие представители ведущих организаций из 11 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодарский край, Уфа, Тольятти, Крым и другие.

Открыла круглый стол Елена Ковальская, арт-директор ЦИМ-а (Москва). Главная задача на данном этапе, по ее мнению, это обмен опытом между представителями различных государственных учреждений и НКО. Сейчас важно, чтобы каждый смог заявить о себе, рассказать о своей деятельности, достижениях и трудностях.

Представители регионов рассказали о своих проектах, среди проблем были названы следующие: в некоторых регионах главная трудность — нежелание властей помогать, поддержка может быть только снизу. Специалисты из Екатеринбурга сказали, что им не хватает экспертной оценки, они варятся в собственном соку, а очень важен взгляд со стороны более опытных коллег. Общая проблема для всех: невероятно сложно привлечь внимание профессионалов из сферы искусства, в некоторых регионах, например в Иркутске, это практически невозможно. Они не воспринимают всерьёз подобное направление. Такое отношение, к сожалению, часто встречается и со стороны критики. На конференции была выдвинута идея о создании специальной школы театральных критиков. Инна Соловьева, «Время добра» из Архангельска, рассказала о том, что у них свои сложности: они не могут привлечь детей с ограниченными возможностями здоровья для постоянных занятий в театральной студии.

Режиссер Андрей Афонин, «Круг-2» выдвинул такой вопрос: особенный театр и инклюзивный — это одно и то же или нет? Мнения по этому поводу разделились. По его мнению, инклюзия — это движение на встречу друг другу. А каковы параметры инклюзивного сообщества? Можем ли мы туда включить, наряду с инвалидами, наркозависимых, представителей сексуальных меньшинств, людей различных рас, заключенных? Вопросов оказалось больше, чем ответов. Нам ещё предстоит разобраться в терминологии. Другая важная задача таких театров: а как заманить зрителя на инклюзивные спектакли? Обычный зритель боится идти и смотреть на инвалидов.

Надежда Конорева, продюсер, ТО «Культпроект» представила очень масштабный кейс — создание совместного спектакля «Последнее шоу» в Томске российскими и зарубежными инклюзивными театрами. Поиск финансовой поддержки превратился в очень увлекательное путешествие. Несмотря на сложности, проект состоялся на базе Томского театра кукол, при участии актёров театра «Индиго» и “Birds of Paradise Theatre Company” (Шотландия, Великобритания).

Алексей Щербаков, «ПроТеатр», Москва рассказал о фестивалях особых театров, которые они проводят с 2000 года на российском уровне, а совместно с ЦИМом с 2015 года они стали проводить «ПроТеатр. Международные встречи». Это тематический фестиваль.

Валерия Маламура, «Театр равных» из Воронежа поделилась богатым опытом взаимодействия с государственными органами в рамках инклюзивного культурного проекта.

Дмитрий Поликанов, учредитель “Inclusion” рассказал о том, что ровно год назад, президент на встрече с представителями инклюзивных сообществ выдал поручение организовать площадку для инклюзивных коллективов. Дмитрий обратился к участникам конференции поддержать инициативу создания «Инклюзивного дома искусств», который стал бы всероссийской и международной площадкой.

Режиссер Лев Харламов из Нижнего Новгорода поделился своим опытом постановки спектакля с особенными актерами. О своей деятельности рассказали коллеги из Пскова — театральная студия «Я и ты», Санкт-Петербурга — «Упсала-Цирк», Уфы, Сочи, Тольятти, Новосибирска.

Во второй части директор «АСДИИСК» продюсер Варвара Коровина и режиссер Дмитрий Богданов представили проект Ассоциации «Я — слон»: коллаборация с государственным театром (МТК) — кукольный спектакль для взрослых о том, как изменилась жизнь человека после того, как он стал инвалидом.

Ильина Ольга из НИУ ВШЭ провела практический семинар по теме «Управление проектами: ключевые подходы и инструменты».

День завершился показом перформанса «Прикосновение» театра-студии «Круг II». После спектакля зрители делились впечатлениями и провели обсуждение перформанса.

Круглый стол прошел на площадке Государственного музея-культурного центра им.Н.А.Островского «Интеграция» при поддержке программы Министерства культуры РФ «Театр+Общество».