C 26 ноября по 4 декабря 2106 года в Москве прошел Первый форум-фестиваль инклюзивных искусств «Вдохновение», приуроченный к Международному дню инвалидов

В рамках форума впервые для обмена опытом и показа работ встретились руководители и участники инклюзивных проектов из разных регионов России. Успешная совместная работа на форуме послужила инициативой для создания Ассоциации деятелей инклюзивного искусства «АСДИИСК».

C 26 ноября по 4 декабря 2106 года при поддержке Министерства культуры РФ, Благотворительного фонда «Стремление» и Фонда «Столица» в Москве прошел Первый форум-фестиваль инклюзивных искусств «Вдохновение», приуроченный к Международному дню инвалидов.

В рамках форума впервые для обмена опытом и показа работ встретились руководители и участники инклюзивных проектов из разных регионов России. Успешная совместная работа на форуме послужила инициативой для создания Ассоциации деятелей инклюзивного искусства «АСДИИСК».

С 26 ноября по 4 декабря на различных площадках Москвы можно было увидеть показы и открытые репетиции участников фестиваля. Музыкальный блок представили московская театральная студия «Круг 2» и АНО «Второй шанс» из Новосибирска. Московская студия инклюзивного танца «Одухотворение» и «Диалог Данс» из Костромы показали, как раскрываются возможности любого человека в танце. «Театр Равных» привез из Воронежа отрывок спектакля, в котором артисты с ограниченными возможностями играют вместе с профессиональными актерами. А Санкт-Петербургская Студия «Да» представила сборник мультфильмов, сделанных «особенными» детьми.

30 ноября состоялись пресс-конференция и конференция «Особое искусство – успешные современные практики». На ней руководители коллективов, сотрудники благотворительных фондов и бизнеса обсудили такие актуальные темы, как:

  • развитие инклюзивного театра как важного инструмента социальной адаптации людей с ограниченными возможностями
  • особенности создания и управления социальных проектов в государственных и негосударственных организациях
  • бизнес, социальное предпринимательство, творческие команды и государство — налаживание диалога
  • эстетические критерии инклюзивном искусства

Конференция стала местом встречи специалистов самых разных сфер из 10 городов России. Среди гостей были психологи, представители бизнес-сферы, руководители благотворительных фондов и органов соцзащиты, директора фестивалей и актеры театров, студенты профильных ВУЗ-ов, представители СМИ.

Конференция объединила не только разные виды искусств (театр, мультипликацию, танец и музыку), но и разные поколения. Например, Андрей Афонин (театр-студия «Круг 2», Москва) и Владимир Чикишев (Театр «Пиано», Нижний Новгород) имеют почти 30-летний опыт работы в социальном театре, а Валерия Маламура и Александрина Ионова активно развивают свои театры («Театр Равных» в Воронеже и «Упсала-цирк» в Санкт-Петербурге) последние несколько лет. Руководители и режиссеры интегрированных театров и студий делились своим опытом и успешными практиками.

Ирина Грудина, директор Санкт-Петербургской анимационной Студии «ДА» (С-Пб) открыла круглый стол докладом о специально разработанной программе мульттерапии для «особых» детей: дети становятся полноценными участниками процесса создания анимационного фильма, включая его монтаж и озвучивание.

Владимир Чикишев, директор школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано» (Нижний Новгород) рассказал об уникальном опыте синергии театрального организма и «особого» учебного заведения: о том, как театр становится местом, благодаря которому становится возможным развитие самого интерната — увеличивается количество спонсоров, активизируется внимание властей, возникают условия для капитального ремонта, творческого оформления интерьеров и т.д.

Андрей Афонин, председатель РОО «Равные возможности», художественный руководитель и режиссер театра-студии «Круг-II» (Москва) поделился своими размышлениями об эстетике инклюзивного театра. В своих спектаклях его театр стремится к тому, чтобы «особый» театр был действительно особым, чтобы он открывал новые грани в самом сценическом языке, и в новом отношении к телу, жесту, мимике, голосу. Ведь главное событие на сцене «особого» театр – это актер. Ведь особый театр – это возможность соприкоснуться с другой эстетикой, увидеть другое и увлечься им. Также Андрей Афонин говорил о воспитании самостоятельности «особых» людей, о том, что важно не только чему-то обучить их в театре, но и научить ответственности за самих себя – в быту и в жизни в целом.

Валерия Маламура, директор «Театра равных» (Воронеж) подробно рассказала о создании единственного в городе социального театра – «Театр равных», его структуре, работе с фондами, коммерческими организациями, взаимодействии с органами власти и роли «сарафанного» радио в привлечении спонсоров, а также о том, что «Театр равных» принимает участие не только в инклюзивных, но и в обычных фестивалях. Это позволяет создавать единый театральный контекст и расширяет горизонты ожидания зрителей.

Александрина Ионова, руководитель проектов «Упсала Цирк» (Санкт-Петербург) рассказала о методе цирковой педагогики в работе с детьми с синдромом Дауна, о том, как «Упсала-цирк» создает с «особыми» детьми цирковые представления и гастролирует по стране.

Валерия Устинова, доцент кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, педагог театра «Et Cetera» (Москва) обратила внимание участников, большинство из которых помимо художественной деятельности, занимаются и организационной работой, на стандартные заблуждения и ошибки в реализации творческих проектов и обозначила системные подходы к воплощению своих идей в жизнь.

Евгений Кулагин, хореограф и основатель танцевальной студии «Диалог Данс» (Кострома) говорил о работе в детдомах и профессиональных театрах, в том числе о постановке спектакля «Прикасаемые», в котором некоторые актеры до начала репетиций могли передвигаться только в сопровождении поводыря. Главная цель «Диалог Данс» в работе с особыми людьми — добиться такой степени адаптации, чтобы их «особость» была не заметна.

Участники конференции говорили о том, что стремятся в работе над инклюзивными спектаклями к тому, чтобы «особые» люди вызывали на сцене не жалость, а уважение и восхищение, и мечтают, чтобы поддержка на постоянной основе социального искусства стала частью государственной политики. Также шла речь о том, что, к сожалению, в нашей стране еще по-прежнему сохраняется сложное, часто отстраненное отношение к инвалидам, что лишь усиливает их изоляцию и часто вынуждает жить «домашней» жизнью.

Прошедшая конференция стала не только пространством для знакомства, обмена опытом и обсуждения проблем в области создания и финансирования инклюзивных проектов. Итогом обсуждений стала резолюция – ряд конкретных предложений по развитию социального искусства в России.

29 и 30 ноября в 19.00 в Культурном Центре на «Хитровке» в рамках фестиваля состоялась премьера инклюзивного спектакля «Забытые сказки» в постановке Андрея Афонина. Спектакль рассчитан на зрителей от 5 лет, в том числе на детей и подростков с ограниченными возможностями.

В рамках фестиваля 27 ноября прошла лекция театрального критика, арт-директора Центра им.Вс.Мейерхольда Елены Ковальской «Социальный театр: про что и для кого», на которой шла речь об инклюзии глазами зрителя – кто и зачем приходит на спектакли с участием людей с ограниченными возможностями. Также 26 ноября в Центре им. Вс. Мейерхольда был сыгран созданный Фондом «Со-единение» и Государственным Театром Наций спектакль «Прикасаемые». В нем задействованы слепоглухие и зрячеслышащие актеры.

Итогом форума-фестиваля стала консолидация профессионалов в области инклюзивного искусства и совместная выработка конкретных предложений по его развитию как на ближайшие время, так и на долгосрочную перспективу. А практическим результатом стала инициатива по созданию Ассоциации деятелей инклюзивного искусства «АСДИИСК».